Как обменный курс и импортные пошлины повлияли на инфляцию

25 Янв 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Отечественным потребителям нужно готовится к дальнейшему удорожанию жизни, обусловленному эффектом переноса обменного курса в цены.

Оценка степени совместного влияния изменений обменного курса и ввозных таможенных пошлин на внутренние цены очень важна для реализации эффективной денежно-кредитной и торговой политики. Начавшееся в 2014 году существенное ослабление курса рубля и изменение внешнеторговых ограничений оказало существенное давление на общие объемы промышленного производства, бюджетные налоговые поступления и внутренние цены в российской экономике как на импортные, так и на отечественные товары. Учитывая переход Банка России к режиму свободного плавания курса рубля и таргетированию инфляции, оценка совместного эффекта переноса обменного курса и ввозных таможенных пошлин необходима для проведения предварительной оценки и прогнозирования последствия применения тех или иных мер торговой и монетарной политик.

Такая оценка нужна еще и поскольку совокупный эффект может проявляться не только в простом сложении двух факторов, но и во влиянии динамики и величины ввозных пошлин на чувствительность цен к обменному курсу.

Совокупный эффект изменения внутренних цен в ответ на изменение курса отечественной валюты в академической литературе носит название эффекта переноса динамики обменного курса в цены и является проявлением более общего закона единой цены, согласно которому торгуемые товары должны одинаково стоить во всех странах, с поправкой на транзакционные издержки и стоимость транспортировки. Другими словами, внутренние цены на российские товары, поставляемые на экспорт, должны достаточно хорошо объясняться мировыми ценами за вычетом транспортных и внешнеторговых издержек, а цены на иностранные импортируемые товары – мировыми ценами в сумме с транспортными и внешнеторговыми издержками. В реальной экономике закон единой цены может не выполняться – как правило, это связано с разным уровнем конкуренции на различных рынках, разной наценкой торговых посредников, дискриминированием производителем различных потребителей, а также существованием неторгуемых товаров и услуг.

В экономической литературе выделяют несколько каналов влияния изменений обменного курса национальной валюты на динамику внутренних цен товаров в экономике (на различных уровнях цен), однако действие закона единой цены является одним из наиболее важных из них. В целом, согласно проведенному анализу, основные механизмы реализации эффекта переноса можно структурировать так:

1) закон единой цены для конечных (потребительских) розничных товаров:

а) непосредственное удорожание импортных товаров, предназначенных для конечного потребления;

б) изменение внутренних цен конечных (потребительских) товаров как следствие роста цен экспортных товаров («обратный» перенос во внутренние цены);

в) изменение цен на неторгуемые отечественные товары;

Наиболее ощутимым данный эффект будет для цен на продукцию, на рынке которой высока доля импорта. Для российской экономики это электроника, авиастроение, фармацевтика и медицинская промышленность, станкостроение, легкая промышленность и ряд других секторов

2) закон единой цены для промежуточных (используемых для последующего производства) товаров:

а) удорожание торгуемых импортных промежуточных товаров и отечественных промежуточных товаров;

б) рост цен на неторгуемые отечественные товары;

Таким образом, при падении курса рубля будет происходить рост цен в отраслях, испытывающих наибольшую зависимость от иностранных комплектующих, сырья и оборудования (например, производство машин и оборудования, текстильная промышленность, химическое производство и др.) за счет роста издержек и повышения цен на отечественную продукцию этих отраслей в краткосрочном периоде, то есть отклонения от закона единой цены. В долгосрочной перспективе отечественные предприятия либо смогут снизить издержки (например, за счет оптимизации производства), либо уйдут с рынка, что приведет к изменению уровня конкуренции и повлияет на цены, и в результате приведет к выполнению закона единой цены.

В краткосрочной перспективе происходит рост конкурентоспособности отечественных товаров по отношению к импортным на внутреннем и внешнем рынках, что приводит к повышению спроса и может оказать влияние на уровень цен. Аналогичный эффект будет оказывать рост мировых цен на экспортируемые российские товары, который в рамках действия закона единой цены будет приводить к росту внутренних цен отечественных товаров («обратный перенос» роста мировых цен во внутренние).

3) прочие эффекты:

а) эффект «богатства» и связанные с ним изменения отечественного и иностранного спроса на отечественные (торгуемые и неторгуемые) товары и услуги. Например, при ослаблении рубля цены импортных товаров в национальной валюте повышаются, а иностранный спрос на отечественные товары растет, поскольку их относительная стоимость снижается. В результате возрастут производство национальных товаров-заменителей и производство отечественных товаров на экспорт, вырастет спрос на труд и уровень заработной платы и, как следствие, вырастут внутренние цены, но при этом из-за эффекта богатства произойдет сокращение спроса на неторгуемые товары.

б) изменение уровня конкуренции, перетоки факторов производства между секторами и соответствующие изменения цен вследствие изменения их предельной производительности;

в) уровень инфляции и инфляционные ожидания. Общая инфляция складывается из изменения цен во всех секторах экономики. Если цены растут относительно быстро, это заставляет фирмы чаще пересматривать цены, которые таким образом становятся менее жесткими к изменению издержек, в том числе и к шокам валютного курса. Изменение ожиданий относительно будущей инфляции также заставляет фирмы более или менее часто пересматривать цены уже в текущий момент, чтобы быть готовыми к новым условиям.

Часть описанных выше эффектов начинает действовать практически моментально с изменением курса национальной валюты, влияние других отложено во времени (от трех месяцев до года и более).

Наши оценки показывают, что эффект переноса обменного курса и ввозных таможенных пошлин является статистически значимым и неполным для всех рассмотренных ценовых срезов (кроме цен отдельных импортных товаров на границе) и уровней агрегации ценовых индексов. При этом ввозные таможенные пошлины практически не оказывают статистически значимого влияния на изменение уровня цен на агрегированном уровне и на уровне цен отдельных товаров для всех ценовых срезов (цены импортных товаров, цены производителей и конечные потребительские цены). Полученные оценки эффекта переноса обменного курса с учетом ввозных таможенных пошлин показывают, что:

1. Для агрегированных индексов цен укрепление обменного курса на 1% в среднем приводит к снижению потребительских цен на 0,04-0,07%, цен отечественных производителей – на 0,12%, цен импортных товаров на границе – на 1,47%;

2. Для цен отдельных рассматриваемых товаров: укрепление номинального эффективного обменного курса на 1% приводит к росту потребительских цен в среднем на 0.34%, цен производителей – на 0.27%, цен импортных товаров – на 1,43%;

3. Имеет место выраженная асимметрия эффекта переноса в случае укрепления и ослабления национальной валюты. Так, например, эффект переноса для индекса потребительских цен при укреплении рубля больше по абсолютной величине, чем в среднем на рассматриваемом временном периоде (0.13% против 0.07% соответственно);

4. Возросшая нестабильность обменного курса и ввозных таможенных пошлин в период после 2009 года привела к постепенному росту эффекта переноса (как на уровне агрегированных индексов цен, так и на уровне цен отдельных товаров) по сравнению с первой частью рассматриваемого периода (2002-2008 гг.), когда курс рубля не показывал столь резких колебаний. Так, по абсолютной величине эффект переноса для индекса потребительских цен на подвыборке с января 2009 г. по декабрь 2013 г. составляет 0.13%, что выше, чем эффект переноса для индекса потребительских цен для всего рассматриваемого периода (0.07%).

Указанные существенные расхождения в полученных оценках эффекта переноса для разных уровней агрегации ценовых индексов (то есть на уровне отдельных товаров и на уровне агрегированных индексов цен) вызваны наличием в структуре товарных корзин, на основе которых строятся агрегированные индексы, прочих (не рассматриваемых в рамках анализа индивидуальных товаров) торгуемых и неторгуемых товаров, цены на которые в существенно меньшей степени подвержены влиянию изменений обменного курса и ввозных таможенных пошлин.

Результаты могут быть использованы для оперативной оценки влияния изменений обменного курса и ввозных таможенных пошлин, произошедших как в рамках внешних шоков, так и в рамках реализации мер экономической политики. Так, например, отечественным потребителям, несмотря на достаточно высокий уровень инфляции в 2015 году (0.6% в сентябре по отношению к августу 2015 г. и 10.4% за январь-сентябрь 2015 г. по отношению к декабрю 2014 г.) нужно готовится к дальнейшему росту потребительских цен, обусловленному эффектом переноса обменного курса в цены.

Так, рост индекса потребительских цен в октябре 2015 года составил 100,7% по отношению к сентябрю, а по итогам 2015 года, по нашим оценкам, в том числе за счет отложенного эффекта переноса рост потребительских цен составит 13,2%

Юрий Пономарев

Источник: forbes.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Яндекс.Метрика
УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЛЯ КОРРЕКТНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ НОВОСТЕЙ, ПРОСИМ ВАС ОТКЛЮЧИТЬ ЛЮБЫЕ БЛОКИРОВЩИКИ РЕКЛАМЫ
Для заказа рекламы в СМИ обращайтесь на емейл: domovedov@mail.ua
Наши партнёры
http://controlf.biz.ua/
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

domovedov@mail.ua

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам на указанный емейл в контактах.